Статьи

Как освоить графические символы: приемы обучения

Вопросы и ответы
Использование систем графических символов — трудная задача. Она требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме — это и является основной задачей обучения системе дополнительной коммуникации.

Чаще всего это ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:
• просит что-то,
• комментирует, делится эмоциями. Как технически происходит общение с помощью графических символов (варианты):
• Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.
• Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем.
• Нажимает на соответствующую кнопку.
• При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове, направлением взгляда.

Роль помощника при освоении системы символов.
При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.

Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.

Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие )