Статьи

Если у ребенка двигательные нарушения - подойдет ли планшет?

2022-06-11 10:15 Вопросы и ответы
У ребенка с двигательными нарушениями могут возникнуть серьезные сложности при использовании планшета для коммуникации. Однако это не значит, что планшет будет совершенно недоступен, все зависит от характера и тяжести нарушений. Довольно часто двигательные нарушения можно компенсировать специальными настройками планшета, приложения или вспомогательными устройствами и приспособлениями. Разберем несколько примеров.

Если ребенку в силу недостаточной точности движений сложно точно попадать по кнопкам на экране, можно настроить приложение или планшет так, чтобы кнопка активировалась не в момент касания экрана, а когда пользователь отрывает палец от экрана. В этом случае пользователю не так важно сразу правильно попасть в точку на экране, ошибку можно исправить, доведя палец до нужной кнопки уже после касания экрана.

Бывает и наоборот, что ребенок точно попадает в объекты на экране, но дальше его палец смещается по экрану, и происходят лишние нажатия, до того, как он успевает убрать палец. В этом случае может помочь специальная накладка-разделитель на экран, которая физически разделит кнопки и не позволит случайно нажимать соседние


Может быть так, что пользователь не способен вывести указательный палец, которым должно происходить управление планшетом. В этом случае может помочь адаптированный стилус . Обычно адаптация связана с удобной для захвата и удержания верхней частью стилуса, как правило, в виде шара или горизонтальной ручки, которые будут удобно ложиться в ладонь конкретного ребенка.


Если объем движений совсем не позволяет пользоваться тачскрином, можно обеспечить доступ к устройству с помощью специальных внешних переключателей. Чаще всего они представлены в форме ярких кнопок разных форм и размеров. В случае использования переключателей понадобится подходящее коммуникативное приложение, поддерживающее режим работы в режиме автоматического сканирования. Принцип этого режима заключается в том, что приложение последовательно подсвечивает элементы на экране устройства, а пользователю необходимо активировать элемент, нажав на свою кнопку-переключатель. Таким образом ребенок может активировать конкретную кнопку, озвучить слово, из представленного множества, используя всего одно доступное ему движение.

Есть так же вариант ручного сканирования, когда одной кнопкой ребенок может самостоятельно переключаться между элементами на экране, а другой активировать их. Но чтобы освоить подобную опосредованную систему доступа к планшету, нужно будет постепенно ей учиться. Чаще всего знакомство с кнопками-переключателями начинается с адаптированных электронных игрушек или очень простых игр на планшете, разработанных для освоения переключателей. Набор таких игр невелик. В основном специальные игры и коммуникативные приложения, поддерживающие внешние переключатели, можно найти для планшетов на базе IOS от компании Apple.

Кроме того, сама операционная система IOS поддерживает управление и использование планшета с помощью кнопок. Например, экран планшета Ipad, можно настроить как одну большую кнопку, и ребенку будет достаточно коснуться его в любом месте чтобы запустить сканирование в приложении коммуникаторе или какую-то другую функцию в любом приложении. Поэтому в случае наличия серьезных двигательных нарушений предпочтение стоит отдавать планшету на базе IOS. Другие аспекты, связанные с выбором планшета, мы рассмотрим в вопросе № 9.

Также стоит учитывать, что переключатели – это не всегда именно кнопки. В зависимости от характера нарушений и возможностей ребенка, в качестве переключателя могут использоваться специальные рычаги, педали, коврики, сенсорные панели, трубочки, датчики и др. И, в зависимости от переключателя, активировать его можно разными способами, разными частями тела.

В случае самых серьезных двигательных нарушений доступ к планшету может обеспечить устройство айтрекер. Оно отслеживает движение глаз и благодаря особому алгоритму преобразует их в движение курсора на экране устройства. Благодаря специальному программному обеспечению пользователь может активировать элементы на экране, фиксируя на них взгляд. Таким образом ребенок с помощью взгляда может получить доступ к различным программам, в том числе и для коммуникации. Однако сами айтрекеры в основном работают только с операционной системой Windows. Лишь недавно стали появляться модели айтрекеров, работающие с определенными планшетами на IOS. Пока это довольно редкое и дорогостоящее оборудование. Подобные устройства относятся скорее к разряду специализированного ассистивного реабилитационного оборудования и не совсем относятся к теме данного пособия.

В случае наличия двигательных нарушений у ребенка мы рекомендуем найти специалистов, которые не только помогут подобрать, настроить и освоить необходимое оборудование для доступа к планшету-коммуникатору, но и в целом помогут в адаптации окружения для облегчения различных жизненных активностей, доступа к приборам и различным системам, чтобы по возможности компенсировать имеющиеся нарушения.