Когда мы выбираем средство АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации), нам необходимо помнить, что мы подбираем его с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Начинать с использования планшета, несомненно, можно, однако при выборе именно этого средства необходимо учитывать следующее:
- позволяют ли особенности зрения и двигательные особенности использовать планшет (может ли ребенок увидеть и различить символы, сможет ли он точно прикасаться к экрану планшета);
- есть ли опыт использования или знакомства с другими средствами альтернативной и дополнительной коммуникации;
- будет ли планшет делать коммуникацию более быстрой, простой и успешной, или ребенку гораздо легче будет использовать отрывные карточки, бумажную книгу с символами или жесты;
-плюсы и минусы использования планшета.
При выборе планшета как первого средства коммуникации, важно понимать, в каких ситуациях Вы будете начинать вводить использование планшета. Как и в случае с символами и их выбором, лучше всего начинать в ситуациях, в которых есть что-то важное и мотивирующее для ребенка. Например, любимые мультики, какие-то сладости, любимые игрушки или предметы.
Чаще всего, обучение коммуникации начинается с выбора или просьбы, поэтому в самом начале символов в планшете должно быть мало и это должны быть символы или изображения того, что ребенок любит, в чем он заинтересован и что с большей вероятностью захочет попросить. Так как это будет чем-то новым для ребенка, нужно показывать ему, как это можно использовать и помогать первое время.
Идеальная ситуация — это когда планшета два и взрослый также использует его, демонстрируя ребенку как это делать. Однако, такая возможность есть не всегда, поэтому Вы можете помогать ребенку использовать планшет. Например, Вы можете сидеть рядом с ним за столом и помогать ему прикасаться к нужному символу на экране. Необходимо, чтобы результат был достигнут сразу: ребенок нажал «конфета» и сразу получил ее. Крайне важно в этот момент быть внимательным к ребенку и ориентироваться на его сигналы (взгляд, движение в сторону желаемого), а не на наши представления о его желаниях.
В начале любого обучения, в том числе и обучения использованию любого из средств коммуникации необходимо поддерживать ребенка, быстро давать обратную связь (давать то, что просит, отзываться, если зовет) для того, чтобы у ребенка накапливался позитивный опыт в ситуациях общения и сохранялось желание это общение инициировать. Чем больше мы будем поддерживать стремление ребенка с нами общаться, тем больше он будет пытаться инициировать это общение.
Как и с любым средством коммуникации, планшет подбирается и наполняется для каждого конкретного человека с учетом интересов, опыта, зрительных и двигательных особенностей.
Также важно помнить о том, что вне зависимости от того, начали ли вы с планшета или переходили на планшет с другого средства АДК, необходимо иметь дубликат планшета, например бумажную книгу с таблицами символов, для использования в ситуациях, когда планшетом пользоваться нельзя (дождь, аквапарк, разрядился и тому подобное). АДК — это целая система, позволяющая человеку общаться, поэтому важно иметь запасной вариант на случай невозможности использования отдельного средства.
Как и любое нововведение в жизни ребенка, освоение планшета займет время. Ориентируйтесь на возможности и комфорт своего ребенка при выборе любого средства альтернативной и дополнительной коммуникации, в том числе планшета и коммуникативных приложений.
Начинать с использования планшета, несомненно, можно, однако при выборе именно этого средства необходимо учитывать следующее:
- позволяют ли особенности зрения и двигательные особенности использовать планшет (может ли ребенок увидеть и различить символы, сможет ли он точно прикасаться к экрану планшета);
- есть ли опыт использования или знакомства с другими средствами альтернативной и дополнительной коммуникации;
- будет ли планшет делать коммуникацию более быстрой, простой и успешной, или ребенку гораздо легче будет использовать отрывные карточки, бумажную книгу с символами или жесты;
-плюсы и минусы использования планшета.
При выборе планшета как первого средства коммуникации, важно понимать, в каких ситуациях Вы будете начинать вводить использование планшета. Как и в случае с символами и их выбором, лучше всего начинать в ситуациях, в которых есть что-то важное и мотивирующее для ребенка. Например, любимые мультики, какие-то сладости, любимые игрушки или предметы.
Чаще всего, обучение коммуникации начинается с выбора или просьбы, поэтому в самом начале символов в планшете должно быть мало и это должны быть символы или изображения того, что ребенок любит, в чем он заинтересован и что с большей вероятностью захочет попросить. Так как это будет чем-то новым для ребенка, нужно показывать ему, как это можно использовать и помогать первое время.
Идеальная ситуация — это когда планшета два и взрослый также использует его, демонстрируя ребенку как это делать. Однако, такая возможность есть не всегда, поэтому Вы можете помогать ребенку использовать планшет. Например, Вы можете сидеть рядом с ним за столом и помогать ему прикасаться к нужному символу на экране. Необходимо, чтобы результат был достигнут сразу: ребенок нажал «конфета» и сразу получил ее. Крайне важно в этот момент быть внимательным к ребенку и ориентироваться на его сигналы (взгляд, движение в сторону желаемого), а не на наши представления о его желаниях.
В начале любого обучения, в том числе и обучения использованию любого из средств коммуникации необходимо поддерживать ребенка, быстро давать обратную связь (давать то, что просит, отзываться, если зовет) для того, чтобы у ребенка накапливался позитивный опыт в ситуациях общения и сохранялось желание это общение инициировать. Чем больше мы будем поддерживать стремление ребенка с нами общаться, тем больше он будет пытаться инициировать это общение.
Как и с любым средством коммуникации, планшет подбирается и наполняется для каждого конкретного человека с учетом интересов, опыта, зрительных и двигательных особенностей.
Также важно помнить о том, что вне зависимости от того, начали ли вы с планшета или переходили на планшет с другого средства АДК, необходимо иметь дубликат планшета, например бумажную книгу с таблицами символов, для использования в ситуациях, когда планшетом пользоваться нельзя (дождь, аквапарк, разрядился и тому подобное). АДК — это целая система, позволяющая человеку общаться, поэтому важно иметь запасной вариант на случай невозможности использования отдельного средства.
Как и любое нововведение в жизни ребенка, освоение планшета займет время. Ориентируйтесь на возможности и комфорт своего ребенка при выборе любого средства альтернативной и дополнительной коммуникации, в том числе планшета и коммуникативных приложений.