Статьи

Как развивать фразу?

Вопросы и ответы
Когда мы общаемся, то мы говорим полными предложениями так, чтобы собеседник мог нас хорошо понять. Однако в общении с детьми с коммуникативными трудностями мы часто можем столкнуться с такой проблемой, что многое приходится угадывать. Например, ребенок показывает на один символ «ждать», а взрослый, который находится рядом, пытается понять, о чем речь, задавая наводящие вопросы, перебирая варианты. «Что ты ждешь?», «Кого ты ждешь?», «О, ты ждешь маму?», «Ты ждешь любимую игру?». Такие способы иногда приводят к успеху, особенно если коммуникативные партнеры хорошо знакомы и находятся в знакомой ситуации, которая повторяется изо дня в день.

Однако, если ребенок оказывается с новыми людьми или пробует донести что-то новое, то он не всегда может быть успешен. Многое в данной ситуации будет зависеть еще и от коммуникативного партнера, насколько он будет готов внимательно слушать, пробовать понять.

Чтобы ребенок был более успешен в различных ситуациях необходимо его учить строить фразы, раскрывать свои мысли более полно. Для этого нужно убедиться, что его коммуникативное средство на данном этапе позволяет это сделать. Если в словаре ребенка есть только таблицы выбора, состоящие из одних существительных, то будет очень сложно полностью выразить свою мысль, поэтому необходимо, чтобы в книге были различные части речи.

Также необходимо подумать как организовать символы в словаре, как в бумажном, так и в приложении, чтобы пользователю АДК было удобно строить фразы. Могут быть различные стратегии расположения символов:

- Таблицы участия
- Базовый словарь, ядро

После того как ребенок научится пользоваться одним символом для выражения своих идей и мыслей следующим шагом будет составление фраз из двух символов, потом из трех и так далее.

Для того, чтобы научиться составлять фразы необходимо иметь такой пример перед глазами, для этого взрослый/педагог должен показывать ребенку как пользоваться коммуникативным средством и соединять символы. Когда ребенок показывает на символ «ждать», надо предложить вариант «ждать», «мама», озвучивая и указывая на символы. Если символы находятся на разных страницах/папках, то нужно также озвучивать как их найти. Глаголы - «ждать», а потом вернуться на основную страницу, например, нажать кнопку со стрелкой назад, а потом выбрать папку «люди».

Для некоторых пользователей АДК в приложениях бывает удобно использовать строку ввода, это место на экране, на котором будут отображаться символы, выбранные пользователем. Таким образом, после «произнесения» слово не исчезает и легче вокруг него продолжать общаться, моделировать фразы и строить разные предложения.