Статьи

Как вводить приложение-коммуникатор?

Вопросы и ответы
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) должна вводиться как можно раньше, для того чтобы ребенок мог освоить коммуникативные навыки, получить позитивный опыт того, что он может влиять на ситуацию и общаться. Поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то определенные навыки, которыми должен владеть ребенок для того, чтобы начать использовать АДК. Однако, подбор средства коммуникации всегда осуществляется с ориентацией на индивидуальные особенности и возраст человека, который будет его использовать. Каждый родитель имеет свою точку зрения на то, в каком возрасте ребенку можно начинать использовать гаджеты, поэтому, в раннем возрасте более оправданным и простым будет использование карточек или коммуникативных книг.

Как средство коммуникации, планшет может быть первым средством, которое начинает использоваться или новым средством, если до этого использовалось что-то другое.

Если мы предполагаем, что планшет будет скорее новым этапом в использовании коммуникативных средств, то мы должны принимать во внимание его предыдущий опыт. Скорее всего, к моменту начала использования планшета ребенок уже знаком с АДК и использует какое-то средство (карточки или книгу). Поэтому можно смотреть на следующее:

- он может делать выбор из нескольких символов;

- может использовать достаточно большое количество символов (больше 10) и ориентироваться в них (возможно, в некоторых ситуациях, он даже уже может составлять фразу, указывая на несколько символов подряд «дай мне» «зефир»;

-хорошо, если у ребенка есть опыт взаимодействия с телефоном или планшетом, и он понимает принцип «прикоснулся к экрану и что-то произошло» (например, включился или остановился мультик);

- индивидуальные особенности ребенка позволяют ему использовать планшет.

Если мы предполагаем, что планшет будет первым средством коммуникации, то нам важно учитывать следующие моменты:

- ребенок способен использовать абстрактные символы и изображения;

- ребенок может каким-то образом коммуницировать (вокализировать, указывать жестом или взглядом на желаемый предмет, или объясняет что-либо с помощью предметов или действий).