Статьи

Развитие словаря: приемы - 1

Вопросы и ответы
Часто в начале обучения коммуникации детей и взрослых учат использовать АДК, предлагая выбор или учат просить желаемые предметы или действия.

Когда в словаре пользователя АДК есть все символы любимых дел, ребенок ими довольно легко и уверенно пользуется, может сложиться ложное ощущение, что освоен максимум.

Поэтому некоторые ребята часто довольно долгое время остаются на таком уровне коммуникации, хотя их потенциал гораздо выше. У специалистов и родителей после этих шагов может возникнуть вопрос: «В какую сторону двигаться дальше?». Если не развивать язык дальше, то на данном уровне может стать скучно, пользователь АДК через некоторое время может потерять интерес к общению, так как такая коммуникация может быть очень долгой и не интересной, к тому же не всегда успешной. От этого может возникнуть отсутствие экспрессивности, пассивность, проблемное поведение.

Вот несколько стратегий, которые могут помочь пользователю АДК продвинуться в использовании коммуникации.

· Используйте скаффолдинг.

Скаффолдинг — эта стратегия поведения взрослого, который в общении и развитии коммуникации опирается на предыдущий опыт ученика. Смоделируйте слова и понятия, чтобы добавить информацию к тому, что пользователь AДК уже знает и использует. Например, не предлагайте ребенку освоить символ «сдача», если он еще не знает или не усвоил символ «деньги» и плохо ориентируется в ситуации покупки в магазине. Предложите те символы, которые на данном этапе будут ему понятнее. Возможные символы в данной ситуации могут быть: «магазин», «продукты», «касса», «платить», тогда следующим символом можно предлагать «сдачу».

· Моделируйте.


Моделирование – дублирование своей речи указыванием на символы/показыванием жестов. 
Это нужно для того, чтобы человек, которого Вы хотите научить общаться с помощью АДК, видел, как это работает в повседневной жизни и учился общаться сам. Таблицы для моделирования могут быть, как универсальными, так и тематическими

Ежедневное моделирование в различных ситуациях поможет пользователю АДК понять, что значит данное слово, где оно находится в книге/коммуникаторе и как его можно комбинировать с другими символами и использовать в общении.

Если ребенок только начинает использовать АДК, показывает только отдельные символы, то можно начать показывать ему как строить более длинные фразы из 2-3 символов. Если ребенок показывает на символ «дом», то можно ответить ему: «О, ты, наверное, хочешь поехать домой», одновременно с этим указывая на символы «хочу», «ехать», «дом» в коммуникативной системе ребенка или своей.

Так же стоит помнить, что дети с ТМНР могут иметь довольно узкий круг интересов и их возможность строить фразы может зависеть от ситуации. В одной ситуации пользователь может использовать отдельные символы, а в другой строить более длинные предложения. Пример: обычно молодой человек использует собственную книгу для коммуникации, указывая на один символ. Но в мотивирующей ситуации он может объединить несколько слов: «мама, дай мне зефир».