Статьи

Критерии создания макетов коммуникативных таблиц

Вопросы и ответы
Основными критериями проектирования коммуникативных таблиц являются:
1. Отбор словаря. В коммуникативную таблицу должны быть помещены те символы, которые позволят пользователю удовлетворять его потребности и желания, сообщать о своем состоянии. Первые коммуникативные таблицы включают небольшое количество достаточно крупных реалистичных цветных символов. Обязательным условием является включение символов социального значения и символов-сообщений о текущем состоянии. Например, такими символами являются: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «я устал», «мне больно», «помоги» и т.д. 

2. Размещение символов. Все символы в коммуникативной таблице структурируются в соответствии с кодом Фицджеральда: сначала размещаются символы, которые обозначают людей, и символы-местоимения, затем символы действия, потом символы-качества, и, наконец, символы-существительные. Вместе с тем, расположение символом может быть изменено в соответствии с предпочтениями пользователя, уровнем его интеллектуального развития, например, слева располагаются символы-существительные, вверху – символы-глаголы, по центру – символы-числительные и т.д.

3. Размер. От размера коммуникативной таблицы и занимаемого ею пространства зависят ее портативность, простота в использовании и скорость доступа. Большой размер коммуникативной таблицы делает ее менее функциональной. Малый размер – затрудняет зрительный и физический доступ к системе.

4. Функциональность. Коммуникативная таблица должна быть использована пользователем в любое время, в любом месте и с любым собеседником. С этой целью продумываются способы ее прикрепления к инвалидной коляске, варианты указывания на символы (рукой, взглядом, указкой-шлемом и др.), а также к каждому символу делается подпись. Следует отметить, что заполнение и создание коммуникативных таблиц, а также их использование в повседневной жизни – это длительный и сложный процесс. Только в процессе систематической и слаженной работы команды, в которую входят специалисты, родители, родственники, друзья, возможно создать условия для комфортной жизни безречевого ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

По материалам 
Сороко Е.Н., Жукова Ю.В. Блисс-символы в системе обучения альтернативной коммуникации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2016. №19.