Статьи

Развитие словаря: с чего начать?

Вопросы и ответы
С чего начать вводить символы, развивать альтернативную и дополнительную коммуникацию?

Нужно быть очень внимательным к ребенку или взрослому, которому мы планируем помочь развивать общение. Часто родители обращаются к специалистам со словами: «Можно моему ребенку сделать набор картинок в планшете. Я хотела бы, чтобы он мог проситься в туалет, говорить, что хочет есть» и т. д. Главное в такой момент сделать паузу и помнить о том, что как бы нам ни хотелось понимать про такие полезные вещи, к этим запросам можно вернуться позже. Коммуникация развивается поэтапно и если ребенок еще не пользуется никакими символами для общения, то этот запрос родителя останется на будущее. На первых шагах мы обязательно отталкиваемся от ребенка, от его интересов, возможностей и ограничений, чтобы дать ему понять, как это работает и для чего нужно.

Важным моментом является различение понятий «коммуникативный словарь/карточки для коммуникации» и «визуальное расписание». Символы для общения – это то, что необходимо ребенку для выражения своих желаний, чувств. Расписание – это те символы, которые помогают нам донести до ребенка план, помогают ему держаться в структуре и меньше тревожиться и нервничать. Пример: символ «мыть руки» - будет относиться к элементам расписания, «мультики»- скорее всего будет символом из личного словаря, но также может появиться и в расписании, чтобы было легче объяснить ребенку, что сначала будет одно дело, а потом то, что он очень хочет и ждет.

Первые символы – обычно то, что интересно ребенку. Понаблюдайте за ним, во что он готов часто и с удовольствием играть, какие мультфильмы смотреть, какую еду/ сладости очень любит и т.д. С чего-то из этого списка скорее всего и стоит начать. Выберите для начала что-то одно, и подумайте какой символ подойдет? Если есть зрительные особенности, то, возможно, стоит сделать символ предметным, чтобы можно было его ощупать и таким образом отличать от остальных, или же выбрать контрастные картинки. Помните, что каждому ребенку необходимо время и повторение ситуации для того, чтобы освоить символ. Хорошо подумайте какой символ и в какой ситуации вы будете предлагать ребенку и пробуйте.