Существует тесная взаимосвязь между интеллектуальным развитием детей, развитием речи/языка и восприятием окружающего мира. Это важно учитывать при планировании внедрения методов и программ АДК. Если нет психолога или логопеда, которые помогли бы 29 вам оценить знания ребенка или его речевое развитие, вы можете многому научиться самостоятельно, изучая, наблюдая и слушая детей, осваивающих речь и начинающих разговаривать. Когда вы консультируете или играете с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, сравните их понимание речи и экспрессивный язык с тем, что и как говорят другие дети.
Ответы на следующие вопросы могут дать важную информацию о том, с чего начать и как обращаться со словарем АДК, о содержании словаря, понимании речи и экспрессивном словаре.
Например: • Если вы называете игрушки, людей, продукты, смотрит ли ребенок на них или прикасается к ним? (Знание названий предметов.) • Он понимает обращенную речь и пытается следовать указаниям? (Понимание действий и просьбы выполнить действия.) • Он смеется над шуткой, которую кто-то рассказывает? (Понимание юмора и смешных ситуаций.) • Расстраивается/радуется, проявляет ли заинтересованность, слушая разговоры на разные темы? (Диапазон чувств.) • Получает ли он удовольствие от историй и сказок? Понимает ли их? (Есть ли у ребенка такой опыт, каков уровень интереса и внимания.) • Смотрит ли на фотографии? (Интерес к изображениям как возможному средству общения.)
Некоторые считают, что дети, которые молчат, отстают в развитии. Но ведь одни люди тихие и молчаливые, в то время как другие любят поболтать. У пользователей АДК все точно так же. Эмоциональная сдержанность не обязательно означает, что ребенок не понимает языка или отстает интеллектуально. Тем не менее многие люди, которым может быть полезна АДК, имеют множественные, в том числе и когнитивные нарушения. Не существует предпосылок для общения, однако создание системы, полезной для человека, использующего символы/слова, предполагает, что он понимает речь в том или ином объеме.
Чтобы иметь четкое представление о понимании и потребностях в экспрессивных высказываниях людей с тяжелыми нарушениями речи, мы должны лучше узнать их с течением времени. Вот почему оценка является непрерывной, как непрерывны и изменения
По материалам книги Энн Варрик "Коммуникация без речи"