«Альтернативная коммуникация: современные решения для коррекции и реабилитации детей и взрослых»
Приглашаем на курс онлайн-семинаров от экспертов с большим практическим опытом по использованию средств альтернативной коммуникации для развития навыков общения у детей с аутизмом, речевыми нарушениями, их внедрения в коррекционную и реабилитационную работу.
Курс онлайн-семинаров
4 февраля — 23 июня 2022
На семинарах будут рассмотрены современные средства альтернативной коммуникации, практические стратегии их использования в коррекции, реабилитации, в семье и повседневной жизни, особенности их применения у людей разными потребностями.

Вы узнаете, как использовать современные приложения альтернативной коммуникации для людей с РАС, ДЦП, тяжелыми множественными нарушениями развития, а также как приложения-коммуникаторы могут помочь наладить общение в постинсультный период.
Close
Задайте нам вопрос
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Кому подойдёт курс
Специалистам, работающих с детьми и взрослыми с различными нарушениями речи:
  • с аутизмом и расстройствами аутистического спектра РАС;
  • когнитивными и моторными нарушениями;
  • с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • постинсультными пациентами;
Родителям и членов семей лиц, нуждающихся в альтернативной коммуникации
Программа курса
Курс состоит из 11 онлайн-семинаров, включающих вводную теоретическую часть и практические примеры использования альтернативной коммуникации от экспертов. Подробная программа — ниже. На семинарах можно в прямом эфире задать вопросы специалистам. Возможно получение сертификата участника.

Семинары будут проходить в Zoom по пятницам,
17.00—19.00, 4 февраля — 23 июня 2022.

1. Применение альтернативной коммуникации для развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Руслан Вялитов (Центр «Пространство Общения»)
  • АДК основные понятия, термины и подходы
  • Варианты коммуникативного профиля детей с ТМНР
  • Доинтенциональный уровень коммуникации: особенности и стратегии
  • Досимволический уровень коммуникации: особенности и стратегии
  • Знакомство с примерами из практики
2. Как вводить и использовать средства альтернативной и дополнительной коммуникации с детьми с детским церебральным параличом. Руслан Вялитов (Центр «Пространство Общения»)
  • Варианты коммуникативного профиля детей с ДЦП
  • Особенности подбора средств АДК для детей с ДЦП
  • Типы подходящих для использования средств коммуникации
  • Этапы освоения средств коммуникации, возможные трудности
  • Знакомство с примерами из практики
3. Применение альтернативной и дополнительной коммуникации для развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Анастасия Блинова (Сигунова) (Центр «Пространство Общения»)
  • Знакомство с коммуникативными особенностями детей с аутизмом.
  • С чего начать, с какими трудностями можно столкнуться и как их преодолеть?
  • Как мотивировать ребенка с аутизмом использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию и какие средства для этого можно использовать?
  • Какие плюсы и минусы различных средств АДК в работе с детьми с аутизмом.
  • Практические кейсы по введению и развитию АДК у детей с аутизмом.
4. Специализированные приложения как средства альтернативной и вспомогательной коммуникации для людей с аутизмом и другими нарушениями в ментальной сфере. Игорь Шпицберг (Центр «Наш Солнечный Мир»)
  • Различные нарушения в вербальной функции речи у людей с аутизмом и другими заболеваниями и особенностями в развитии
  • Использование средств альтернативной и вспомогательной коммуникации в обеспечении возможности общения с людьми имеющими нарушения в вербальной функции речи
  • Синтезаторы речи, коммуникативные карточки, символьные системы коммуникации - вопросы выбора средства дополнительной или альтернативной коммуникации
  • Возможности приложения Альберт как коммуникативного и развивающего приложения.
5. Обучение символьной коммуникации с помощью приложения Альберт. Анастасия Блинова
  • Что такое символьная коммуникация,
  • В чем особенность данного вида коммуникации: какие плюсы и минусы, возможности и ограничения у данного вида коммуникации?
  • Какие средства и стратегии можно использовать для развития коммуникации.
  • На примере коммуникативного приложения «Альберт» разберем, как можно обучать символьной коммуникации и развивать словарь потенциального пользователя АДК.
  • Практическое задание на подбор символов и развитие коммуникативного словаря в программе «Альберт».
6. Организация обучения альтернативной коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития. Полина Сторчевая
  • Оценка уровня символизации в общении у детей с ТМНР;
  • Обучение альтернативной коммуникации – программные требования;
  • Коррекция поведенческих проявлений (крик, негативизм и т.д.);
  • Использование приложения Альберт для обучения альтернативной коммуникации.
7. Расширение словаря и развитие языка с помощью АДК: стратегии и практические идеи. Юлия Давыдова (Центр «Пространство Общения»)
  • Этапы развития языка. Трудности в развитии языка у пользователей АДК.
  • Типы слов – базовые и периферийные. Значение базового словаря в развитии языка.
  • Подходы к обучению базовым словам: слово недели, на основе коммуникативных функций, описательный подход, на основе деятельности. Плюсы и минусы подходов. Практические идеи их использования.
  • Стратегии расширения словаря. Моделирование, таблицы участия.
  • Разбор практического кейса с ребенком
8. Использование коммуникатора Альберт ребенком в повседневной жизни для общения с членами семьи. Полина Сторчевая
  • Особенности развития речи у детей с ТМНР;
  • Принципы подбора заданий;
  • Примеры заданий, созданные в приложении Альберт;
  • Практикум по созданию интерактивного пособия.
9. Планирование стратегии развития речевых навыков при использовании альтернативной коммуникации. Татьяна Бондарь (Центр Лечебной Педагогики)
Развитие речи вне зависимости от того как идет ее формирование с помощью звучащей речи или АДК происходит по одним и тем же законам и требует одинаковых по сути, но отчасти разных по форме форм работы. Работа специалиста, который занимается развитием речи в рамках коммуникативных занятий будет во многом близка работе логопеда, но будут и отличия. Вот про эту разницу мы поговорим в рамках лекции. Что важно помнить и учитывать при развитии речи. Какие задачи можно и нужно ставить, как и о чем договариваться с логопедом, который занимается с этим же ребенком.

  • Обучение называнию (номинативный словарь). Называние признаков, чувства и их обозначение.
  • Становление глагольного словаря. Формирование фраз, обучение составлению фраз.
  • Проблема понимания вопросов и вопросительных слов, и обучение задаванию вопросов
  • Варианты организации средств АДК для разных детей и для разных ситуаций.
10. Использование возможностей приложения Альберт для создания индивидуальных интерактивных пособий для развития речи. Полина Сторчевая
  • Особенности формирования коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта на начальных этапах обучения;
  • Роль семьи в коррекционно-педагогической подощи детям с комплексными нарушениями в развитии;
  • Календарная система как средство коммуникации ребенка со сложной структурой дефекта;
  • Создание календарной системы в приложении Альберт
11. Использование приложения Альберт для развития бытовых и социальных навыков у детей. Ольга Сотникова (центр «Пространство Общения»)
  • Понятия социальных и бытовых навыков, их связь друг с с другом;
  • Использование альтернативной и дополнительной коммуникации для развития бытовых и социальных навыках детей
  • Разбор нескольких кейсов
  • Практическое задания
Ведущие семинаров
Эксперты центра «Пространство Общения» (г.Москва): Руслан Вялитов, Анастасия Блинова, Ольга Сотникова , Юлия Давыдова; руководитель ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования детей с нарушенным слухом и слепоглухих Полина Сторчевая (г.Самара), эксперт Центра Лечебной Педагогики Татьяна Бондарь.

Подробнее о ведущих
Шпицберг Игорь Леонидович
Основатель и руководитель Центра реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир» (www.solnechnymir.ru), психолог, член Правления Международной Ассоциации «Autism Europe»,член Экспертного Совета Министерства Просвещения Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Бондарь Татьяна Алексеевна
Логопед, тренер языковой программы Макатон, специалист АДК, эксперт РБОО ЦЛП (Центр Лечебной Педагогики, Москва), ведущая индивидуальных и групповых занятий. Работает с детьми с нарушениями развития более 20 лет.
Вялитов Руслан Рушанович
Психолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации АНО Центр «Пространство общения». Больше десяти лет практики с детьми и подростками с тяжелыми множественными нарушениями развития, расстройствами аутистического спектра. В сферу интересов входят технические средства реабилитации и специальное программное обеспечение для специалистов в области АДК. Основные направления работы: подбор, адаптация и введение средств АДК для неговорящих детей. Автор семинаров и вебинаров для специалистов и родителей.
Анастасия Блинова (Сигунова)
Клинический психолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), ведущая групп для детей в Центре "Пространство общения", ведущая обучающих программ по АДК для родителей и специалистов.
Сторчевая Полина Владимировна
Сурдолог, логопед, руководитель ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования детей с нарушенным слухом и слепоглухих, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «школа-интернат №117 им. Т.С. Зыковой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара». Опыт работы с детьми с нарушенным слухом – 11 лет, с детьми со сложной структурой дефекта – 4 года.
Давыдова Юлия Анатольевна
Клинический психолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации, игровой терапевт в подходе Dir floortime. Работает с 2015 года. Место работы: АНО Центр «Пространство общения».
Сотникова Ольга Олеговна
Возрастной психолог (МГУ имени М.В.Ломоносова), с 2019 года работаю в Центре «Пространство общения» с детьми и подростками с РАС.
Запишитесь на курс
семинаров сейчас
Ваше имя
Ваш e-mail
Ваш телефон
Для получения сертификата: поставьте галочку и напишите полностью ваше ФИО в поле Имя
Нажимая кнопку записи на курс, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Е
сли вы не можете зарегистрироваться на курс — напишите нам в форму обратной связи